Курение табака у детей
16.05.2017
Курение табака у детей.
С открытием Америки в 1492 году табаководство и потребление табака нашли широкое распространение. Французский посол, Жан Никот ввел табак во Францию как лекарственное средство. Биологически активное вещество, найденное в 1828 году в табаке, названо в его честь «Никотином» .
Во время тринадцатилетней войны (с 1618г. до 1648г.) употребление табака приобрело широкое распространение в форме курительных труб и нюхательного табака среди солдат. В 17 веке с временными промежутками потребление табака было запрещено. Растущие экономические интересы стали решающими условиями узаконения потребления табака. После введения налога на табак в 18 веке оно стало важным источником дохода.
В 16 и 17 веках подавляющее большинство людей курили трубку, табачные изделия производились в форме нюхательного табака, а в следующем веке стали производить сигареты. С развитием механизированного производства сигарет к 1900 году началось распространение курения во все слои населения. В 20 веке с распространением сигарет связана в основном мировая мода и умение жить элегантно. Она диктовала темп и быстроту современной жизни и возникла неофициальная единица времени «Перекур».
В начале 1950-х годов были опубликованы первые международные публикации о взаимосвязи потребления табака и образования рака легких. Все возрастающую просветительскую работу о вредных последствиях табакокурения табачная промышленность встретила с целенаправленной рекламной компанией. Введение легких сигарет и сигарет с фильтром заставило курильщиков верить, что они могут дальше курить без риска для здоровья.
В 20 веке произошли социальные изменения в потреблении табака, которые отразились в общественной и гендерной сфере. Тогда как в предыдущем веке курение было только привилегией богатых, то с появлением сигарет и эмансипацией появились изменения. В общественном мнении курение женщин считалось нежелательным и неприемлемым. Также табачная промышленность нашла в лице женщин своих потенциальных потребителей. Это привело к явному повышению потребления сигарет на душу населения в середине 20 века, причём социально благополучная часть населения перестала курить. После опубликования первых исследований о вреде курения стало наблюдаться снижение числа курящих мужчин. Между тем число курящих женщин увеличивалось. Хелмерт и Буткамрф (2004) в своей работе об отношении к курению в конце 20 века установили, что количество курящих мужчин и женщин приравнялось. Ещё начавшееся в конце 19 века, противопоставление курящих к неблагополучным слоям населения усилилось. Престиж курения в конце 20 века изменился от некогда социально признанного поведения к вредной для здоровья привычке.
Курение по описанию Левенталя и Глеари (1980) сложная форма поведения, которая состоит из нескольких стадий. Флей (1993, 1992) различает три ступени развития курения. В подготовительной стадии 2-6 летние дети воспринимают курение и отношение к нему близких (окружающей среды) как должное и курят, подражая взрослым. 2 стадия – начальная фаза. В возрасте между семи и двенадцати лет дети пробуют первые сигареты часто с друзьями и сверстниками. Стадия эксперимента отмечается многократными пробами, которые подкрепляются социальными условиями и позднее переходят в систематическое курение, независимо от общественного влияния (переходная фаза). Последняя стадия – на первом месте стоят психологические и биологические симптомы зависимости к курению, которые приводят к привыканию к курению .
Бандура (1977) в «Модели социального привыкания» исходит из того, что человеческие поступки обусловлены, руководствуются, вызываются и задерживаются, главным образом, примерами из социальной жизни. Для активного усвоения процесса привыкания к курению играют роль наряду с чертами характера обучающихся отношения между наблюдателями и примерами для подражания, а также субъективно воспринимаемые влияния. До подросткового периода дети ориентируются на своих родителей как на модель поведения. Сначала манеры поведения имитируются детьми, например, ребёнок курит шоколадную сигарету. При наличии определенных условий ребенок может пристраститься к курению. Дети учатся на примере родителей, с курением связано ожидание вознаграждения и разрядки.
Подростковый период связан с биологическими, психическими и эмоциональными изменениями и управлением определенных проблем развития. К ним относятся кризис полового созревания и противоборство с общественными нормами, отдаление от родительского дома и появление своей собственной компании друзей, а также развитие собственной системы ценностей. Потребление табака как вредное для здоровья манера поведения может рассматриваться с социально-теоретического понимания как стратегия управления существующими требованиями развития подростков и как нормативная проблема развития .
При усилиях родителей решать проблему в пубертантном периоде группа сверстников, одноклассников, братьев и сестер старше них представляет пример для подражания. Через так называемую группу сверстников могут передаваться социальные ожидания. Если в круге общения подростков курение считается нормой, то считается нужным соблюдать эти нормы. Одобрение сверстников важно для самооценки подростков, если в компании подростков курение признано нормой, то нелегко противостоять этому .
Курение служит как один из способов общения в общественной среде, как протест, как взросление, и воспринимается как сигнал посвящения в компанию сверстников. С повышением употребления табака связаны, особенно, трудные условия для развития, к примеру критические события в жизни, проблема с успеваемостью в школе или неудовлетворительное субъективное самочувствие. Теоретически стресс может представлять собой средство управления. Лазарус (1991) обозначает этот процесс как «эмоциональное копирование». Подросток не может решать напряженную ситуацию конструктивно и просто (инструментальное копирование), а через стрессовые условия становится еще восприимчивее по отношению к давлению компании.
По мнению взрослых, курение способствует процессу взросления. Для посторонних очевиден риск привыкания к курению. Земмер (1987) установил три важных функции потребления табака вовремя юношеского возраста: идеализирование типичного для возраста образа жизни, управление процессом развития и курение как стратегия управления для других процессов развития. Ковингтон и Омелих (1992) называют похожие влияния как существенные для привыкания к курению: привлекательный общественный имидж курения, уступки по отношению социального ожидания и стремления к самостоятельности.
Пока мотивы для начала курения будут зависеть, прежде всего, от взаимосвязи общественных ожиданий и давления социальной группы общения, решающую роль будут играть для переходного состояния к привыканию дальнейшие биологические, а также психосоциальные факторы зависимости к табаку .
Через оперативное и соответствующее условию выдерживание вызвано отношением к курению с дискриминативными раздражителеми или ожидаемыми последствиями. Так через многократное наблюдение за курящими подросток приучается к курению, пить кофе и курить сигарету. Намёки (в смысле наркотических раздражителей) могут повысить желание курить и вызвать определенные вегетативные реакции. Правдоподобность поведения повысится через положительные или негативные механизмы (Н-р, отсутствие или появление запретов, повышение внимания или снижение напряжения).
Теория когнитивного обучения описывает повышение потребности к курению, если это связано с положительными свойствами и ожиданиями на воздействие сигареты.
С точки зрения психологии смысл курения лежит в отказе от курения и компенсации недостаточности личностного развития. Разъяснение вреда курения ведется с психодинамической перспективы.
В противоположность подросткам, у которых при первой стадии курения доминируют социальные аспекты, у курящих с опытом курение выполняет эмоциональную функцию снятия стресса.
Наряду с моделью объяснения, которые занимаются вопросами курения, доказано многочисленными исследованиями существование определенных факторов риска. Эти предикторы различны, они с высокой степенью вероятности приводят к регулярному потреблению табака. Следует отметить следующие защищающие факторы против них, которые ассоциируются с положительной динамикой относительно состояния потребления, следовательно, предотвращению или уменьшению курения.
Низкий социо-экономический статус, низкий уровень школьного образования «напряженные» взаимоотношения в семье ведут к повышению потребления табака.
Биологические компоненты табачной зависимости имеют три основных признака: прямое психотропное действие никотина (н-р, повышение активности и концентрации адреналина), вторичная нейро-адаптация (повышение рецепторов) и генетическая вульнерабилазация. Бауман и др. (1992) смогли доказать, в частности, связь между потреблением табака и высоким уровнем тестостерона в период полового созревания, концентрация которой варьировала в зависимости от семейного поведения курения, корреляции между большим потреблением табака и повышенным уровнем тестостерона.
Никотин - основной алкалоид табачного дыма, обладает сильным аддиктивным потенциалом. Если приток никотина отсутствует после регулярного потребления сигареты, могут появиться симптомы безысходности. К ним относятся легкая возбудимость и беспокойство, отсутствие концентрации, бессонница, жажда сигарет (тяга), чувство голода и увеличение веса.Через несколько недель нерегулярного использования табака у детей и подростков могут возникнуть первые признаки табачной зависимости, например, нервозность и беспокойство.
Для детей и подростков, раннее начало курения сигарет особенно опасно, потому что мозг подростка, в частности, развитие системы нейромедиаторов еще не завершен и нейротоксин никотина может вызвать долговременный ущерб здоровью, такие как нарушения мышления и процессов памяти .Регулярное и безмерное потребление сигарет и алкоголя ведет к серьезным нарушениям развития.
Табачная зависимость и возникающие при этом симптомы безысходности становятся решающими факторами низких показателей успешности попыток выхода, долгосрочного поддержания и рецидивов частоты курения. Хотя большинство молодых людей предполагают, что они могут бросить курить самостоятельно, многие терпят неудачу, когда пытаются бросить курить. Спонтанные попытки выхода из ситуации, приводят только 3% всех курильщиков к прочному воздержанию от курения .
Вероятность быть зависимым от табака в подростковом возрасте относительно низка. Нет достаточной уверенности в том, что кто остается до 21 лет некурящим, никогда не будет курить.
Злоупотребление определяется отсутствием психологических и физиологических потребностей, чтобы определить последствия курения сигарет. Кроме этого существует злоупотребление, когда страдают от курения их близкие или другие лица, от этого страдают социальные отношения между ними. Последним условием является наличие никотиновой зависимости c отклонением от договорного количества и, как следствие, возрастания дозы. Согласно этому определению для детей и подростков при регулярном потреблении сигарет, в каждом конкретном случае, имеется налицо злоупотребление, поскольку они не в состоянии оценить воздействие аддиктивного никотина и вытекающие из этого последствия.
Неспецифические меры против пристрастия к табакокурению должны начаться рано и должны уже быть осуществлены в младшем школьном возрасте. Последующее проведение конкретных мероприятий представляется логичным с пятого класса.
Прямое влияние социальной сети происходит в основном через курение друзей и старших братьев и сестер, которые выступают в качестве модели поведения.
Влияние курящих родителей на курение подростков не могут быть полностью объяснены. Речь идет о прямом и непрямом воздействии. Влияние курящей матери на курение подростка сильнее, чем влияние курящего отца. Необходимо подчеркнуть, гендерное влияние родителей на детей и подростков. На дочь оказывает большее влияние курение матери, а на сына курение отца. Семья сама может влиять на отношение к курению подростков, при этом школьникам, например, сигареты не предоставляются.
Особенно сильное влияние семьи испытывают подростки с низким уровнем образования и успеваемостью. Эти школьники, также, подвержены чрезмерному пассивному курению в семейной среде. Попытка укрепления отношений семейного окружения школьников с низкой успеваемостью и низким социальным положением может привести к повышению успеха профилактических мер.
В целом, интеграция семьи в профилактический процесс при определенных обстоятельствах может привести к большей эффективности профилактики.
Риск вреда здоровью подростков включает помимо злоупотребления никотина алкоголь в качестве легального наркотического вещества.
Гендерные различия в применении наркотических веществ относятся только по отношению к увеличению частоты курения девушек в отрицательных аффективных ситуациях и избегания отказа от курения, из опасения увеличения веса. Эти аспекты упоминаются в литературе и могут быть интегрированы в стратегию профилактики.
Только знание о негативных последствиях употребления табака на здоровье не вызывает снижения риска курения в будущем.
Формирование регулярного поведения курения начинается в возрасте 13 лет и в возрасте 15 лет, когда уже более трети школьников потребляет табак регулярно.
В заключение, можно заметить, цитату из Европейского доклада о состоянии здравоохранения:
"Однозначно нужно делать больше, чтобы искоренить потребление табака среди молодежи " (Международная Организация Здравоохранения, 2005).
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков ютуб